Консультация
для воспитателей
«Использование
мнемотехники в развитии речи детей»
(из
опыта работы)
На сегодняшний день - образная, богатая
синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста –
явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная,
состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически
правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный
словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная
диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос,
построить краткий или развернутый ответ.
Неспособность
построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную
тему, пересказать текст своими словами.
Отсутствие
логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие
навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость
голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие при
развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей
связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли,
рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное
время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для
них интересным, занимательным, развивающим.
Рассмотрим факторы, облегчающие процесс
становления связной речи.
Один
из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина
и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям
называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В
качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана
высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог
Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в
предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Взяв в основу мнение великих педагогов,
увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами
педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение трёх лет я
использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике
называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту
методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна
– предметно-схематическими моделями, Глухов В. П.
– блоками-квадратами, Большева Т. В. –коллажем , Ефименкова Л. Н
– схемой составления рассказа.
Мнемотехника – это система методов
и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях
объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры
рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Как
любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.