Консультация для родителей
«Ребёнок
и книга»
Подготовила: старший воспитатель
– Соколова Елена Сергеевна
Книга - не учебник, она не даёт готовых рецептов,
как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству
чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально
откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать
их. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить»
в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые
сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное
так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в мир
человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей,
поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать
его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более
сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.
Задача взрослого - открыть ребёнку то
необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет
погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам
любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь
передавать свои чувства и переживания детям.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и
мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен,
потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и
зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г.
Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И.
Чуковского, и многих других.
В младшем дошкольном возрасте особую роль в
осознании текста играют иллюстрации. Они помогают малышу понять прочитанный
текст. Однако наряду с непосредственным и очень ограниченным жизненным опытом в
этом возрасте появляется и первый литературный опыт, помогающий малышу осознать
содержание разных произведений. В беседе по сказке «Коза-дереза», давая оценку
поступкам козы, почти все малыши опираются на вторую часть сказки, где коза
выживает зайчика из дома, а петух её прогоняет. На вопрос «Плохая коза или
хорошая?» дети отвечали: «Плохая она рогатая. Зайчика выгнала. Ещё лиса его
выгнала. Плохая коза, она в домик залезла. Он сел на пенёк и плачет». Мы видим,
что малыши не принимают во внимание начало, в котором речь идёт о том, как коза
дерзит, наговаривает на своих пастухов. В то же время они используют свой
«литературный опыт» - услышанную ранее песенку. «Идёт коза рогатая» и сказку
«Заюшкина избушка» на туже тему.
Слушая сказки, дети, прежде всего, устанавливают
связи, когда события чётко следуют друг за другом и последующее логически
вытекает из предыдущего. Такое построение сюжета характерно для большинства
сказок, которые читают и рассказывают младшим дошкольникам («Теремок»,
«Волк и козлята», «Колобок», «Пых» и другие)
Сама природа от ребёнка раннего и младшего
дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать и
читать стихи. Нравятся детям произведения детского фольклора. Каждая из
песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке - белобоки». Это блестящий
мини-спектакль для малыша, в котором он одновременно и слушатель, и зритель, и
певец, и танцор, и актёр, и чтец.
Детская литература – великая сила, но каждому
ясно, что беспорядочное, поверхностное чтение не приносит пользы и что надо
руководить детским чтением.
Что значит руководить чтением? Это значит постоянно
вызывать у ребёнка интерес к книгам, следить за их выбором, помогать понимать
прочитанное, воспитывать культуру чтения. Скажем сразу: дело это тонкое,
деликатное, иначе можно отвратить от книги и чтения.
Культура чтения начинается с бережного отношения к
книге. Не позволяйте малышу рвать, мять, пачкать книжку, брать её грязными
руками. Игрушки даются ребёнку в полное распоряжение, а книги – пока он не в
состоянии бережно относиться к ним и понимать их значение – лучше рассматривать
только вместе. Если ребёнок бережёт книги, у него собирается библиотека,
которой пользуются и младшие братья и сёстры. В семьях с культурными традициями
дети читают книги, которые в детстве читали родители, к таким книгам дети
относятся с особым вниманием.
С 6 – 7 лет можно начинать учить детей
самостоятельно выбирать книги, прививать им навыки её просмотра: сначала только
по картинкам, позднее – по элементам книги (обложка, титульный лист,
оглавление, иллюстрации и т.д.); обращать внимание на авторов (писателей и
художников).
Как приучить детей внимательно и вдумчиво читать
книги? Для этого используются разные методы, среди них – громкое чтение. Малыши
очень любят слушать стихи и сказки и без конца просят перечитывать их, обычно
запоминая весь текст наизусть.
О пользе громких чтений говорил ещё великий русский
педагог К.Д.Ушинский: «…необходимо приучать детей не только читать, но и
слушать внимательно, а потом усваивать и передавать слышанное». Дети, которым
мало читали с раннего детства, не умеют сосредоточенно слушать, поэтому им
трудно в школе. Продолжать громкие чтения надо и тогда, когда
ребёнок, став школьником, читает самостоятельно. Все дошкольники любят книги, а
среди детей школьного возраста нередко встречаются дети, не желающие читать.
Это происходит потому, что многие родители, едва ребёнок становится школьником,
перестают ему читать и беседовать с ним о книгах. В то время как слабая техника
чтения и недостаток читательского и жизненного опыта не позволяют ребёнку
самостоятельно справиться с новой, более сложной литературой, простая – уже
часто не удовлетворяет его возросших духовных потребностей. Иной первоклассник
сам осилит лишь «Курочку рябу», но с интересом слушает повесть «Робинзон Крузо»
Д.Дефо.
Дошкольники и дети младшего школьного возраста,
слушая громкое чтение, лучше понимают и запоминают содержание книги.
Вернёмся, однако, к вопросу о методах, с помощью
которых можно научить ребёнка читать внимательно, вдумчиво. Читая ребёнку
сказки, рассказы, предлагайте пересказывать их, повторять прочитанное. Малыши
это очень любят. Но и позднее маленький школьник будет читать сосредоточенней,
если перед ним поставить цель: эту интересную книжку расскажешь папе, маме,
бабушке, дедушке (чтобы доставить им удовольствие!). Постепенно внимательное,
вдумчивое чтение станет навыком, привычкой.
Основной тип издания для дошкольников – это книжка –
картинка.
Книжка – картинка – это такое издание, в котором
рисунки имеют главное значение, а подписи лишь дополняют, поясняют их. Книжками
картинками, в широком понимании этого слова, можно назвать и такие издания, где
текст имеет равное с рисунками значение. В них писатель и художник –
равноправные авторы.
Чем меньше ребёнок, тем ответственнее выбор для него
книги, потому что первичные впечатления отличаются исключительной силой и
определяют дальнейшее формирование представлений и вкусов. Острота запоминания
рисунка, острота переживания, вызванного картинками, объясняется тем, что они
для маленького ребёнка – не отражение жизни, а сама реальность: один кот ходит
по комнате, а другой, да этакий забавный – живёт в книжке.
Книжки – картинки незаменимы для развития у детей
чувства юмора. В книге Н.Радлова «Рассказы в картинках» есть такая сценка:
купается Петя, а на берегу в его гольфы, спасаясь от цапли, забрались лягушки.
Глядит Петя и удивляется, почему гольфы запрыгали? Эта сценка кажется ребёнку
необыкновенно забавной. Он смеётся потому, что здесь нарушен порядок вещей
(гольфы и вдруг прыгают!) и радуется своей сообразительности (догадался, почему
запрыгали!). «Рассказы в картинках» доставят ребёнку тем большее удовольствие,
чем лучше вы рассмотрите их вместе с ним. Многие дети безразлично листали
страницы, не замечая смешных положений и забавных характеров, но после беседы
книга приобретала для них большой интерес: они вновь и вновь рассматривали её и
каждый раз смеялись над приключениями хитрого слона, умной рыбы и доброй утки.
«Сказки в картинках» В.Сутеева – также веселят
малышей («Кто сказал «мяу»?», «Три котёнка», «Цыплёнок и утёнок», «Под грибом»
и др.). Рисунки здесь похожи на кадры из мультипликационных фильмов. Если у
Радлова мы видим зарисовки отдельных сценок, то Сутеев даёт в рисунках целые
повествования, причём он любит через весь рассказ провести одного героя, показав
его в разных положениях и настроениях. Вот Мышонок в красной распашонке («Две
сказки про карандаш и краски»). Он подходит к карандашу, тащит его, грызёт.
Потом карандаш начинает рисовать. Мышонок сначала радуется: это – сыр, яблоки,
сардельки. Но когда получилась кошка – мышонок удирает. А как причудлива
фантазия Сутеева! Надо же изобразить такую птицу! Глупый, тщеславный
гусь выменял себе у других птиц и ноги, и шею, и клюв, и хвост и теперь не
может ни плавать, ни травку щипать, ни от врагов спасаться. Эта картинка
нарисована для того, чтобы показать ребятам, как скверно быть завистливым.
Когда ребёнок подрастёт и станет читать сам, ему
подбирают лёгкие, доступные книжки и следят, чтобы он привыкал дочитывать их до
конца. В этом трудном для ребят деле очень помогают иллюстрации. Попросите
ребёнка пересказать ту или иную книгу по картинкам и внимательно рассмотрите её
вместе с ним. Чем старше дети, тем сложнее роль иллюстраций: они призваны
помочь уяснить жанр произведения, его основную идею, сюжет, характеры героев и
т.д. в беседах по иллюстрациям ребёнок, припоминая литературное произведение,
сможет рассказать, какие моменты из книги изобразил художник, что, с кем и
когда происходит.
Говоря о книжках – картинках, нельзя не сказать об
изданиях, которые приобщают ребёнка к художественному творчеству. Все родители
покупают детям книжки – раскраски, он не все обращают внимание ребёнка на то,
что раскрашивать надо по образцам, которые предлагают художники, воспитывая у
детей культуру восприятия цвета, умение видеть и наслаждаться гармонией красок,
их богатством, оттенками, т.е. готовят детей к восприятию живописи. Чтобы
вызвать у детей старательное отношение к этому занятию, поставьте перед ним
цель: раскрашенная книга – подарок другу или пополнение домашней библиотеки.
За последние годы в детской литературе широкое
распространение получили научно – познавательные книжки – картинки: «Астрономия
в картинках», «География в картинках» и др.
Возникает вопрос, откуда брать необходимую детям
литературу? Ответ может быть однозначным. Даже при наличии в семье хорошей
личной библиотеки сформировать полноценный круг чтения ребёнка можно только при
активном посещении детской библиотеки, располагающей полным репертуаром книг,
особенно в настоящее время, когда созданы централизованные библиотечные
системы. Надо знать и использовать эти возможности. Ребята посещают детские
библиотеки лет с 5 – 6, а брать для них книги можно и раньше. Благодаря
библиотекам каждому ребёнку доступны лучшие издания детской литературы.
Если вы систематически занимались и занимаетесь с
ребёнком, воспитывая у него интерес и любовь к книге, вы можете быть уверены:
основы культуры чтения вами заложены, а следовательно – созданы важнейшие
предпосылки для дальнейшего развития ума, нравственности и эстетического
восприятия мира
Комментариев нет:
Отправить комментарий