понедельник, 23 марта 2015 г.

Консультация для родителей 
«Ребёнок и книга» 

Подготовила: старший воспитатель – Соколова Елена Сергеевна

Книга - не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.
Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.
В младшем дошкольном возрасте особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они помогают малышу понять прочитанный текст. Однако наряду с непосредственным и очень ограниченным жизненным опытом в этом возрасте появляется и первый литературный опыт, помогающий малышу осознать содержание разных произведений. В беседе по сказке «Коза-дереза», давая оценку поступкам козы, почти все малыши опираются на вторую часть сказки, где коза выживает зайчика из дома, а петух её прогоняет. На вопрос «Плохая коза или хорошая?» дети отвечали: «Плохая она рогатая. Зайчика выгнала. Ещё лиса его выгнала. Плохая коза, она в домик залезла. Он сел на пенёк и плачет». Мы видим, что малыши не принимают во внимание начало, в котором речь идёт о том, как коза дерзит, наговаривает на своих пастухов. В то же время они используют свой «литературный опыт» - услышанную ранее песенку. «Идёт коза рогатая» и сказку «Заюшкина избушка» на туже тему.
Слушая сказки, дети, прежде всего, устанавливают связи, когда события чётко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего. Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают младшим дошкольникам («Теремок», «Волк и козлята», «Колобок», «Пых» и другие)
Сама природа от ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать и читать стихи. Нравятся детям произведения детского фольклора. Каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке - белобоки». Это блестящий мини-спектакль для малыша, в котором он одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и актёр, и чтец.
 Детская литература – великая сила, но каждому ясно, что беспорядочное, поверхностное чтение не приносит пользы и что надо руководить детским чтением.
Что значит руководить чтением? Это значит постоянно вызывать у ребёнка интерес к книгам, следить за их выбором, помогать понимать прочитанное, воспитывать культуру чтения. Скажем сразу: дело это тонкое, деликатное, иначе можно отвратить от книги и чтения.
Культура чтения начинается с бережного отношения к книге. Не позволяйте малышу рвать, мять, пачкать книжку, брать её грязными руками. Игрушки даются ребёнку в полное распоряжение, а книги – пока он не в состоянии бережно относиться к ним и понимать их значение – лучше рассматривать только вместе. Если ребёнок бережёт книги, у него собирается библиотека, которой пользуются и младшие братья и сёстры. В семьях с культурными традициями дети читают книги, которые в детстве читали родители, к таким книгам дети относятся с особым вниманием.
С 6 – 7 лет можно начинать учить детей самостоятельно выбирать книги, прививать им навыки её просмотра: сначала только по картинкам, позднее – по элементам книги (обложка, титульный лист, оглавление, иллюстрации и т.д.); обращать внимание на авторов (писателей и художников).
Как приучить детей внимательно и вдумчиво читать книги? Для этого используются разные методы, среди них – громкое чтение. Малыши очень любят слушать стихи и сказки и без конца просят перечитывать их, обычно запоминая весь текст наизусть.
О пользе громких чтений говорил ещё великий русский педагог К.Д.Ушинский: «…необходимо приучать детей не только читать, но и слушать внимательно, а потом усваивать и передавать слышанное». Дети, которым мало читали с раннего детства, не умеют сосредоточенно слушать, поэтому им трудно в школе. Продолжать громкие чтения надо и тогда,  когда ребёнок, став школьником, читает самостоятельно. Все дошкольники любят книги, а среди детей школьного возраста нередко встречаются дети, не желающие читать. Это происходит потому, что многие родители, едва ребёнок становится школьником, перестают ему читать и беседовать с ним о книгах. В то время как слабая техника чтения и недостаток читательского и жизненного опыта не позволяют ребёнку самостоятельно справиться с новой, более сложной литературой, простая – уже часто не удовлетворяет его возросших духовных потребностей. Иной первоклассник сам осилит лишь «Курочку рябу», но с интересом слушает повесть «Робинзон Крузо» Д.Дефо.
Дошкольники и дети младшего школьного возраста, слушая громкое чтение, лучше понимают и запоминают содержание книги.
Вернёмся, однако, к вопросу о методах, с помощью которых можно научить ребёнка читать внимательно, вдумчиво. Читая ребёнку сказки, рассказы, предлагайте пересказывать их, повторять прочитанное. Малыши это очень любят. Но и позднее маленький школьник будет читать сосредоточенней, если перед ним поставить цель: эту интересную книжку расскажешь папе, маме, бабушке, дедушке (чтобы доставить им удовольствие!). Постепенно внимательное, вдумчивое чтение станет навыком, привычкой.
Основной тип издания для дошкольников – это книжка – картинка.
Книжка – картинка – это такое издание, в котором рисунки имеют главное значение, а подписи лишь дополняют, поясняют их. Книжками картинками, в широком понимании этого слова, можно назвать и такие издания, где текст имеет равное с рисунками значение. В них писатель и художник – равноправные авторы.
Чем меньше ребёнок, тем ответственнее выбор для него книги, потому что первичные впечатления отличаются исключительной силой и определяют дальнейшее формирование представлений и вкусов. Острота запоминания рисунка, острота переживания, вызванного картинками, объясняется тем, что они для маленького ребёнка – не отражение жизни, а сама реальность: один кот ходит по комнате, а другой, да этакий забавный – живёт в книжке.
Книжки – картинки незаменимы для развития у детей чувства юмора. В книге Н.Радлова «Рассказы в картинках» есть такая сценка: купается Петя, а на берегу в его гольфы, спасаясь от цапли, забрались лягушки. Глядит Петя и удивляется, почему гольфы запрыгали? Эта сценка кажется ребёнку необыкновенно забавной. Он смеётся потому, что здесь нарушен порядок вещей (гольфы и вдруг прыгают!) и радуется своей сообразительности (догадался, почему запрыгали!). «Рассказы в картинках» доставят ребёнку тем большее удовольствие, чем лучше вы рассмотрите их вместе с ним. Многие дети безразлично листали страницы, не замечая смешных положений и забавных характеров, но после беседы книга приобретала для них большой интерес: они вновь и вновь рассматривали её и каждый раз смеялись над приключениями хитрого слона, умной рыбы и доброй утки.
«Сказки в картинках» В.Сутеева – также веселят малышей («Кто сказал «мяу»?», «Три котёнка», «Цыплёнок и утёнок», «Под грибом» и др.). Рисунки здесь похожи на кадры из мультипликационных фильмов. Если у Радлова мы видим зарисовки отдельных сценок, то Сутеев даёт в рисунках целые повествования, причём он любит через весь рассказ провести одного героя, показав его в разных положениях и настроениях. Вот Мышонок в красной распашонке («Две сказки про карандаш и краски»). Он подходит к карандашу, тащит его, грызёт. Потом карандаш начинает рисовать. Мышонок сначала радуется: это – сыр, яблоки, сардельки. Но когда получилась кошка – мышонок удирает. А как причудлива фантазия Сутеева! Надо же изобразить такую птицу!  Глупый, тщеславный гусь выменял себе у других птиц и ноги, и шею, и клюв, и хвост и теперь не может ни плавать, ни травку щипать, ни от врагов спасаться. Эта картинка нарисована для того, чтобы показать ребятам, как скверно быть завистливым.
Когда ребёнок подрастёт и станет читать сам, ему подбирают лёгкие, доступные книжки и следят, чтобы он привыкал дочитывать их до конца. В этом трудном для ребят деле очень помогают иллюстрации. Попросите ребёнка пересказать ту или иную книгу по картинкам и внимательно рассмотрите её вместе с ним. Чем старше дети, тем сложнее роль иллюстраций: они призваны помочь уяснить жанр произведения, его основную идею, сюжет, характеры героев и т.д. в беседах по иллюстрациям ребёнок, припоминая литературное произведение, сможет рассказать, какие моменты из книги изобразил художник, что, с кем и когда происходит.
Говоря о книжках – картинках, нельзя не сказать об изданиях, которые приобщают ребёнка к художественному творчеству. Все родители покупают детям книжки – раскраски, он не все обращают внимание ребёнка на то, что раскрашивать надо по образцам, которые предлагают художники, воспитывая у детей культуру восприятия цвета, умение видеть и наслаждаться гармонией красок, их богатством, оттенками, т.е. готовят детей к восприятию живописи. Чтобы вызвать у детей старательное отношение к этому занятию, поставьте перед ним цель: раскрашенная книга – подарок другу или пополнение домашней библиотеки.
За последние годы в детской литературе широкое распространение получили научно – познавательные книжки – картинки: «Астрономия в картинках», «География в картинках» и др.
Возникает вопрос, откуда брать необходимую детям литературу? Ответ может быть однозначным. Даже при наличии в семье хорошей личной библиотеки сформировать полноценный круг чтения ребёнка можно только при активном посещении детской библиотеки, располагающей полным репертуаром книг, особенно в настоящее время, когда созданы централизованные библиотечные системы. Надо знать и использовать эти возможности. Ребята посещают детские библиотеки лет с 5 – 6, а брать для них книги можно и раньше. Благодаря библиотекам каждому ребёнку доступны лучшие издания детской литературы.
Если вы систематически занимались и занимаетесь с ребёнком, воспитывая у него интерес и любовь к книге, вы можете быть уверены: основы культуры чтения вами заложены, а следовательно – созданы важнейшие предпосылки для дальнейшего развития ума, нравственности и эстетического восприятия мира


Комментариев нет:

Отправить комментарий